5.7.2. Городские улицы и дороги, городской транспорт

Специфическими особенностями города, наложившими отпечаток на формирование структуры его магистральной улично-дорожной сети, являются:

Городская улично-дорожная сеть

Существующее положение

В соответствии с перечисленными особенностями планировочной структуры города главенствующую роль в осуществлении транспортных связей играют следующие меридиональные магистрали:

пр. Ленина – главная улица города, выполняющая одновременно функции наиболее нагруженной пассажирским транспортом магистрали. Проспект соединяет между собой отдельные части южного, центрального и северного районов и выводит в южном направлении, посредством ул. Нахимова и Московского тракта по мосту через р. Томь, на автодорогу федерального значения – М-53 – подъезд к г. Томску от магистрали «Байкал» (Новосибирск – Иркутск). В северном направлении магистраль вливается в Кузовлевский тракт, пересекает объездную автодорогу, продолжается автодорогой Томск – Самусь, а также обеспечивает связь с г. Северск. В свою очередь, объездная автодорога со вторым мостом через р. Томь позволяет выйти в левобережную часть города, в западные районы области, а также и на сеть внешних дорог восточного направления;

пр. Кирова (участок от ж/д вокзала ст. Томск-1 до Комсомольского пр.) – Комсомольский пр. – ул. 79-ой Гвардейской дивизии. Магистраль проходит вдоль восточной части основного пятна городской застройки и соединяет его с жилым массивом «Каштак»;

ул. Красноармейская – ул. Яковлева – ул. Дальне-Ключевская – пр. Мира – объединяет основную часть города с районом «Степановка» на юге и с районом «Каштак» – на севере. В южном направлении магистраль выводит на внешние автодороги: Богашевский тракт (автодорогу на аэропорт), на Коларово и Межениновку, а в северном направлении, как и пр. Ленина, – на Кузовлевский тракт.

К основным магистралям широтного направления относятся:

ул. Нахимова – ул. Елизаровых – ул. Шевченко, обводящая основную часть города с южной стороны по дуговой трассе и выполняющая функции распределения транспортных потоков по меридиональным магистралям;

пр. Кирова – весьма используемая перемычка между меридиональными магистралями и ведущая к ж/д вокзалу;

пр. Фрунзе – улицы Елизаровых – Балтийская (и далее по дуговой трассе с выходом на Иркутский тракт, ул. Б. Куна и дорогу на Кузовлево) – соединяет центральную, восточную и северную части города;

пер. Батенькова – улицы Алтайская – Сибирская – выполняет аналогичные функции;

пер. 1905 года – Кузнечный ввоз – ул. Пушкина – Иркутский тракт – важнейшая трасса, соединяющая между собой основные районы города и выводящая на автодорогу Томск – Мариинск.

Кроме перечисленных, следует упомянуть еще о ряде менее протяженных, но широко используемых магистралях, таких, как Московский тракт, ул. Учебная, ул. Л. Толстого, улицы Железнодорожная и Вокзальная, Старо-деповская, Большая Подгорная, Витимская и Вилюйская – в основной части города. Важны также улицы 1-я Рабочая – Мичурина, Суворова и Беринга – в восточной части города, ул. Мокрушина (пос. Нефтяной), ул. Б. Хмельницкого (пос. Степановка) и др.

К магистралям, безусловно, относится и ул. Советская, дублирующая пр. Ленина в качестве трамвайной связи.

Магистральные улицы и дороги отображены на «Схеме существующей сети магистральных улиц и дорог».

Основные параметры развития улично-дорожной сети представлены в таблице 4 (за 2002г. – по данным Департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации г. Томска, за 1985г. – по генплану 1987 года).

Таблица 4

Параметры развития существующей улично-дорожной сети

Наименование показателей

2002г.

1985г.

2002г. 1985г.,%

Протяженность всех улиц и дорог, км

526,2

498,4

106

Протяженность магистралей, км

343,6

Площадь обслуживаемой городской территории, кв. км

134,5

Плотность улиц и дорог, км/кв. км

3,9

Плотность магистралей, км/кв. км

2,6

Приведенные показатели плотности магистральных улиц и дорог довольно высоки (2,6, в центре – около 5 км/кв. км). Это объясняется недостаточной шириной большинства существующих улиц и соответственно их проезжих частей, что заставляет использовать для движения транспорта параллельные улицы. Густота магистралей вызвана и сложным рельефом местности.

Ширина проезжей части и пропускная способность основных магистральных улиц дается в таблице 5.

Таблица 5

Ширина проезжей части и пропускная способность существующих городских магистралей

Наименование улиц и дорог

Ширина, м

Пропускная способность,

приведенных ед./час*

1

2

3

1. пр. Ленина

12 – 14

1400

2. Комсомольский пр.

12 – 13

1400

3. ул. 79-ой Гвардейской дивизии

16

1400

4. ул. Красноармейская

13

1400

5. ул. Яковлева

12

1400

6. ул. Дальне-Ключевская

8,2

700

7. пр. Мира

15

1400

8. ул. Нахимова

15

1400

9. пр. Кирова

8,85

700

10. ул. Елизаровых

15

1400

11. ул. Шевченко

12

1400

12. пр. Фрунзе

12,9

1400

13. ул. Балтийская

14

1400

14. пер. Батенькова

14

1400

15. ул. Алтайская

14,5

1400

16. ул. Сибирская

12

1400

17. пер. Плеханова

6,5

700

18. ул. Лебедева

8

700

19. пер. 1905 года

10,25

1050

20. ул. Кузнечный ввоз

8

700

21. ул. Пушкина

15,7

1800

22. Иркутский тракт

20

2100

23. Московский тракт

11,5

1050

24. ул. Учебная

11

1050

25. ул. Л. Толстого

6,5

700

26. ул. Железнодорожная

10

1050

27. ул. Вокзальная

11,75

1050

28. ул. Старо-деповская

8

700

29. ул. Большая Подгорная

12,3

1400

30. ул. Витимская

7,7

700

31. ул. Вилюйская

9

1050

32. ул. 1-я Рабочая

9

1050

33. ул. Мичурина

13

1400

34. ул. Суворова

11,25

1050

35. ул. Беринга

14

1400

36. ул. Мокрушина

9

1050

37. ул. Б. Хмельницкого

9,1

1050

38. ул. Советская

4,25

300

Средняя ширина проезжей части

11,43

*- в одном направлении

Итак, мы видим (табл. 5), что средняя ширина проезжей части магистралей находится в пределах 11 – 12 м. Это, с некоторой натяжкой, обеспечивает 4-х полосное движение транспорта (по 2 полосы в каждом из встречных направлений) с пропускной способностью 1400 приведенных единиц в одном направлении. Однако на 30-ти процентах магистральных проездов движение в каждую сторону производится только по одной полосе. Шестиполосных магистралей в городе практически нет, чему препятствует недостаточная ширина улиц.

Покрытие проезжей части большинства магистральных улиц и дорог находится в удовлетворительном состоянии.

При расчлененности территории города естественными и искусственными преградами важнейшую роль играют дорожно-транспортные искусственные сооружения (табл. 6). Всего в городе насчитывается 18 крупных сооружений, в том числе: 11 мостов, 1(!) путепровод через железную дорогу, 4 транспортные развязки в разных уровнях и 2 подземных пешеходных перехода. Предварительный анализ ситуации указывает на явное отставание в строительстве всех видов дорожных сооружений, особенно в устройстве путепроводов через железнодорожные линии, что в значительной мере сдерживает развитие магистральной улично-дорожной сети и негативно сказывается на условиях движения транспорта. Преодоление железнодорожных путей осуществляется по многочисленным охраняемым и неохраняемым переездам. В городе оборудовано 7 охраняемых переездов, расположенных в створе улиц: пр. Ленина, Смирнова – Мостовой, Вилюйская – Энергетическая (2 переезда), Красноармейская – Мокрушина (Коларовский тракт), Шевченко – Ломоносова, Балтийская – Осенняя.

Таблица 6

Перечень основных дорожно-транспортных искусственных сооружений и их техническая характеристика

пп

Наименование и место расположения

Год

пост-

ройки

Длина,

м

Ширина, м

Мате- риал

Техническ.

состояние

1

2

3

4

5

6

7

Мосты

1

р. Томь, коммунальный, ул. Нахимова – Московский тракт

1973

665

20, в т. ч.:

пр. ч. – 15,5;

трот. –2х1,5

Бетон, металл, покр. – а/б

Требуется покраска прол. стр.,

рем. деф. швов и

гидроизол.

2

р. Томь, Северная объездная дорога

2001

800,7

Г-8,25+3,5+

+8,25+2х1,5

Металл

Хорошее

3

р. Бурундук, Северная объездная дорога

2001

90,3

Г- 11,5+2х1,5

Ж/б

Хорошее

4

Красноармейский, р.Ушайка, ул. Петро- павловская – ул. Красноармейская

1975

63,5

14, в т. ч.:

пр. ч. – 9,6;

трот. – 2х2,2

Ж/б

Удовлетв.

5

Басандайский,

р. Басандайка, дорога Басандайка – Томск – Коларово

1970

67

7, в т. ч.:

пр. ч. – 5, трот. – 2х1

Ж/б

Требуется рем. трот, замена к/о ограждения

6

Петропавловский, (пешеходный), р. Ушайка, ул. Петропавловская

1960

56

2,5

Металл,

Покрытие

дерево

Требуется покраска пролетных строений

7

Аптекарский, р. Ушайка, пер. Аптекарский

1987

31,2

11,5, в т. ч.:

пр. ч. – 8,5;

трот. – 2х1,2

Бетон, ж/б, покрытие

а/б

Требуется ремонт к/о ограждения

8

Восточный, р. Ушайка, пос. Восточный

1972

51,2

12,6, в т. ч.: пр. ч. – 10,2; трот. – 2х1,2

Ж/б, покрытие

а/б

Требуется рем. тротуа-ров, крепле-ние откосов

9

Киевский, р. Ушайка, пос. Восточный

1970

73

2,5

Металл, покрытие

а/б

Удовлетв.

10

Автодорожный, р. Бурундук, дорога Тимирязево – Нижний Склад

1994

33,72

10, в т. ч.: пр. ч. – 7, трот. – 2х1,5

Ж/б, металл, покрытие – а/б

Удовлетв.

11

Комсомольский, р. Ушайка

1995

62,5

6

Труба,отв2х6х6

Удовлетв.

Путепроводы через железнодорожные линии

1

По Иркутскому тракту, в р-не ст. Томск-2

1977

138,58

43,5 в т. ч.: пр. ч. – 39,5; трот. – 2х2

Ж/б

Ремонт гидроизол., замена к/о ограждения

Транспортные развязки в разных уровнях

1

Правобережная, на подходе к коммуналь-ному мосту через р. Томь, Московсковский тракт

1973

Путе-провод 48,5

Путепровод 20, в т. ч.:

пр. ч. – 16,2; трот. – 2х1,9

Путепров. Ж/б, покрытие – а/б

Удовлетв.

2

Левобережная, на подходе к коммуналь-ному мосту через р. Томь, Тахтамышево – Тимирязево

1975

Путе-провод 56,2

Путепровод 16, в т. ч.:

пр. ч. – 13,5; трот. – 2х1,9

Путепров. Ж/б, покрытие – а/б

Удовлетв.

3

Левобережный подход к мосту через р. Томь по Северной объездной дороге

2001

Путе-провод 101,5

Путепровод Г-11,5+2х0,75

Путепров. Ж/б, покрытие – а/б

Хорошее

4

«Клеверный лист» на пересечении Север- ной объездной дороги с Кузовлевским трактом

2002

Путе-провод 90

Путепровод Г-2х14,75+

+2х1,5

Путепров. Ж/б, покрытие – а/б

Хорошее

Подземные пешеходные переходы

1

Ул. Пушкина в р-не ГПЗ-5 (Подшипнико- вый завод)

1995

24,07

4

Кирпич, ж/б

Удовлетв.

2

Иркутский тракт в р-не остановки «2-ой мкр»

1996

24

4

Ж/б

Удовлетв.

Организация, интенсивность и безопасность движения транспорта и пешеходов

Осуществляемые в городе мероприятия по организации движения транспорта и пешеходов сводятся в основном к следующему:

Движение грузового транспорта запрещено на улицах:

К магистралям грузового движения относятся улицы: Мичурина, Б. Куна, Ивановского (пос. Бактин), пр. Фрунзе, Шевченко, Елизаровых, Нахимова, Красноармейская, пр. Комсомольский, Витимская, Вилюйская, Смирнова, пр. Мира, Мостовая, пр. Ленина (от ул. 5-ой Армии до пер. Совпартшкольный), Дальне-Ключевская, Пушкина, Яковлева, Московский тракт, Крылова, Гагарина, Беленца, Татарская, Р. Люксембург, Б. Подгорная, Профсоюзная, 5-ой Армии, 1-я Рабочая, Учебная, Вокзальная.

Основные пути пропуска грузового автотранспорта показаны на «Схеме существующей сети магистральных улиц и дорог». Ее рассмотрение позволяет сделать вывод о том, что в городе мало четко выраженных направлений грузового автодвижения из-за недостаточного количества дублирующих и обходных связей. Движение рассредоточено по многим, в том числе узким, фактически жилым улицам, усугубляя и без того неблагоприятную экологическую обстановку.

В условиях стесненности уличного пространства капитальной застройкой, весьма ограничивающей возможность расширения городских магистралей, особое значение приобретает организация на улицах и дорогах одностороннего движения транспорта. Надо отметить, что этот резерв повышения пропускной способности дорожной сети в городе используется не в полной мере. Введены лишь небольшие участки одностороннего движения на улицах Гагарина, Котовского, Профсоюзной, 5-ой Армии и еще нескольких улицах.

В г. Томске имеется достаточно развитая сеть светофоров, с помощью которых осуществляется регулирование движения транспорта на перекрестках. 42 перекрестка оборудованы средствами автоматизированного управления движением транспорта (АСУД). Система АСУД оборудована светоидными светофорами, мнемо-схемой карты города, контроллерами КДУ-1, 1М, 3.1, управляющей связью по линии ГТС и обеспечивает:

В перспективе предполагается переход на связь по радиоканалу.

Последнее масштабное обследование интенсивности движения транспорта на улично-дорожной сети проводилось 6 лет назад – в 1997г. Эти материалы (обработанные Томскгражданпроектом) по сравнению с выборочными замерами УГИБДД УВД Томской области, проведенными в 2002г. (табл. 7), не дают значимых отклонений. Произошло лишь некоторое перераспределение потоков в связи с вводом в эксплуатацию в 2001 – 2002гг. северной объездной дороги с новым мостом через р. Томь.

Таблица 7

Максимальная часовая интенсивность движения и состав транспортного потока на городской улично-дорожной сети по замерам 2002 года

п/п.

Наименование улиц

Количество транспортных средств, ед.

Грузовой

транспорт

Авто-бусы

Легковой

транспорт

Итого

физич.

при- вед.

1

2

3

4

5

6

7

1

Комсомольский пр.

356

96

1248

1700

2152

2

Комсомольский пр.

240

44

972

1256

1540

3

Комсомольский пр.

280

72

1010

1362

1714

4

пр. Фрунзе

162

78

852

1092

1332

5

ул. Мира

308

94

702

1104

1506

6

ул. им.79-ой Гвард. дивизии

90

36

188

314

440

7

ул. Сибирская

120

12

498

630

762

8

пр. Кирова

22

60

836

918

1012

9

пр. Кирова

66

246

688

1000

1312

10

пр. Кирова

62

139

642

843

1044

11

ул. Красноармейская

440

60

880

1380

1880

12

Ул. Герцена

214

16

582

812

1042

13

ул. Герцена

10

90

100

110

14

Иркутский тракт

370

148

1194

1712

2230

15

ул. Пушкина

265

200

1189

1654

2119

16

ул. Яковлева

352

30

652

1034

1416

17

Ул. Елизаровых

198

182

1041

1421

1801

18

пр. Ленина

116

246

1563

1925

2287

19

пр. Ленина, 40

314

1716

2030

2344

20

пр. Ленина

110

170

1140

1420

1700

21

пр. Ленина

338

1436

1774

2112

22

пр. Ленина

172

90

1520

1782

2044

23

пер. 1905 года

64

132

654

850

1046

24

ул. Д. Ключевская

98

138

846

1082

1318

25

Московский тракт

91

327

418

509

26

ул. А. Иванова

15

25

40

55

27

ул. Белинского

43

10

444

497

550

28

ул. Мира – ул. К. Ильмера

151

26

1898

2075

2252

29

ул. Мира

328

110

1490

1928

2366

30

Ул. Учебная

118

34

914

1066

1218

31

Ул. Интернационалистов

78

60

320

458

596



Таблица 8

Сопоставление наблюдаемой интенсивности движения транспорта и пропускной способности в отдельных сечениях магистральной улично-дорожной сети

п/п.

Наименование улиц

Интенсив-ность

движения, пр. ед.

Пропускная

способность, пр. ед.

Коэффициент

использования

пропускной

способности

1

2

3

4

5

1

Комсомольский пр.

2152

1400

1,54

2

пр. Фрунзе

1540

1400

1,10

3

пр. Мира

2366

1400

1,69

4

ул. им. 79-ой Гв. дивизии

440

1400

0,31

5

ул. Сибирская

762

1400

0,54

6

пр. Кирова

1312

700

1,87

7

ул. Красноармейская

1880

1400

1,34

8

Ул. Герцена

1042

1050

0,99

9

Иркутский тракт

2230

2100

1,06

10

ул. Пушкина

2119

1400

1,51

11

ул. Яковлева

1416

1400

1,01

12

Ул. Елизаровых

1801

1400

1,29

13

пр. Ленина

2344

1400

1,67

14

пер. 1905 года

1046

1050

1,00

15

ул. Д. Ключевская

1318

700

1,88

16

Московский тракт

509

1050

0,48

17

ул. А. Иванова

55

1050

0,05

18

ул. Белинского

550

1050

0,52

19

Ул. Учебная

1218

1050

1,16

20

Ул. Интернационалистов

596

700

0,85

21

Ул. Смирнова

1980

1050

1,89

22

Ул. Нахимова

1550

1400

1,10

В среднем по городу (табл. 7) в составе транспортного потока превалируют легковые автомобили –77%, доля грузовых машин составляет 14%, автобусов – 9%. На магистралях, где пропускаются основные потоки грузовых автомашин, их доля в потоке возрастает до 20 – 35%, а на магистралях, предназначенных преимущественно для движения пассажирского транспорта, доли легковых, грузовых автомобилей и автобусов соответственно составляют: 76 – 85; 0 – 9; 12 – 15%.

Следует обратить внимание на необычно высокий удельный вес автобусов в общем транспортном потоке – в среднем 9%, поскольку в городах России он редко превышает 5-7 %. Это объясняется участием в пассажирских перевозках большого количества коммерческих автобусов малой вместимости.

Существующая магистральная сеть на многих участках исчерпала или находится на грани исчерпания своей пропускной способности (табл. 8). К таким участкам относятся улицы:

По материалам обследования 1997г. (из-за отсутствия более свежих данных) и наблюдений, выполненных разработчиками настоящего генплана в 2003г., наиболее транспортно напряженными узлами сети, на реконструкцию и переустройство которых следует обратить особое внимание, являются:

Формирование предложений по реконструкции и развитию улично-дорожной сети не возможно без представления о состоянии дел с аварийностью на городских путях сообщения (табл. 9).

Таблица 9

Численность пострадавших в происшествиях с подвижным составом, чел.*

Показатели

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Число дорожно-транспортных происшествий



377



315



358



343



300



256



252

Пострадало в происшествиях на улицах и дорогах:

погибло

ранено







51

399







37

347







46

394







40

360







38

340







42

291







42

281

*– Томск в цифрах, 2003.

Как мы видим количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с пострадавшими имеет тенденцию к снижению, однако число погибших, к сожалению стабилизировалось на уровне 40 чел. в год.

Вместе с тем, в городе сохраняется значительное количество так называемых «очагов» аварийности, то есть мест, где ДТП совершаются неоднократно. За 12 месяцев 2002 года выявлено 36 таких очагов, в том числе:

Адреса очагов ДТП хранятся в архивных материалах «ЭНКО», что позволит предложить конкретные меры по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов при разработке проектных решений по реконструкции и развитию улично-дорожной сети.

О
сновные выводы:

Проектные предложения

Сложившаяся система магистральных улиц и дорог по своей макроструктуре является радиально-полукольцевой, дополненной в пределах крупных планировочных районов прямоугольной сеткой. Наиболее выражены радиальные направления, которые сформировались, в основном, как продолжение вводов в город внешних автомобильных дорог. Эти направления представлены:

Полукольцевые связи выражены в меньшей степени. Их всего две:

Остальные полукольцевые направления, к которым относится и обходная автодорога Новосибирск – Томск – Мариинск носят незавершенный характер.

Таким образом, одним из основных принципов построения транспортного каркаса города является сохранение и развитие его радиально-полукольцевой исторически сложившейся формы.

Этот вывод подкрепляется схемой существующего трудового тяготения и расселения жителей города, из анализа которой следует, что в центральном ядре города (планировочные районы 1 и 6) сосредоточено 80,6 тыс. мест приложения труда (35%) в то время как проживает только 47,1 трудящихся и студентов (20%). Наряду с этим, в районе 5 и периферийных районах 3, 9 (Черемошники, Каштак, Северо-восточный и др.) имеется избыток мест проживания, что предопределяет центростремительный (радиальный) характер пассажирских связей. О том же свидетельствует и схема существующих межрайонных трудовых корреспонденций, решетка которых говорит не только о необходимости радиальных направлений, но и целесообразности преобразования радиально-полукольцевой системы в радиально-кольцевую, что принято в качестве второго принципа ее развития. Аналогичный характер имеют проектные схемы тяготения и расселения и пассажиропотоков (см. Раздел 5.6.3).

В принятом проектном решении (см. Схему транспортной инфраструктуры) прослеживается следующая особенность трассировки кольцевые связей: их западные участки, идущие вдоль р. Томь, практически совпадают и представлены либо проектируемой магистралью-набережной, либо проспектом Ленина. Остальные участки, образующие кольцевые магистрали, трассируются по условно концентрическим направлениям, постепенно удаляющимся от центрального городского ядра. К кольцевым магистральным улицам и дорогам относятся:

Сеть кольцевых связей завершается проектируемой периферийной магистральной дорогой непрерывного движения. Она формируется на базе существующего спрямляемого левобережного участка внешней автодороги Новосибирск – Томск – Мариинск, северного моста и действующей ее трассы от моста до пересечения с Кузовлевским трактом. Новые участки этой дороги, охватывающие территорию города с северной, восточной и южной сторон, специально «прижаты» к городской застройке для упорядочения пропуска по городу внутригородских, особенно грузовых, потоков автотранспорта. Благодаря такому решению значительно освободятся от грузового движения такие улицы как Нахимова, Учебная, Московский тракт, Комсомольский пр. и др. Магистральная дорога непрерывного движения оснащается кольцевыми развязками практически на всех пересечениях с основными радиальными направлениями, что обеспечит высокую скорость следования автотранспорта и по фактору экономии времени будет способствовать ее активному использованию. Предполагается, что за пределами расчетного срока кольцевые развязки могут быть частично преобразованы в транспортные узлы в разных уровнях, для чего резервируются соответствующие территории.

Наиболее сложным и дорогостоящим участком кольцевой магистральной автодороги непрерывного движения явится трасса к юго-востоку от существующего коммунального моста. Здесь из-за тяжелых гидрогеологических условий (высокая и обрывистая оползневая надпойменная терраса) придется построить протяженную эстакаду, проходящую вдоль уреза воды р. Томь. В целях сокращения расходов, на период 1-ой очереди строительства предлагается эстакадную часть дороги довести только до существующего подъема на верхнюю террасу (ул. Им. 19-й Гвардейской дивизии) до соединения с улицей Красноармейской. Далее по проектируемому на месте Богашевского переезда путепроводу автодвижение выводится на новую трассу, намечаемую вдоль железнодорожной линии с юго-восточной от нее стороны. Такое решение позволит освободить от грузового транспорта центральную зону города уже в обозримый период и обеспечить сложившиеся грузовые связи. Продолжение трассы кольцевой дороги с доведением ее до Богашевского тракта отнесено за пределы расчетного срока.

Третьей концептуальной задачей является реконструкция существующих и создание новых дублирующих меридиональных и широтных радиальных магистралей для разгрузки наиболее напряженных движением направлений и обеспечения надежных связей с вновь осваиваемыми территориями городской застройки. Например, для разгрузки главной улицы города - пр. Ленина предусматривается: строительство правобережной набережной, выходящей по ул. Пролетарской, Парабельскому пер. и 79-ой Гвардейской дивизии в район «Каштак». В этот же район продлевается Комсомольский пр. Последний, в свою очередь, продублирован новым направлением по трассе: улицы Шевченко – Жуковского – Транспортная. Большое значение в обеспечении возрастающих транспортных потоков будет иметь ряд новых меридиональных магистральных улиц и дорог, проектируемых в восточных районах города. К ним относится намеченное строительство еще одной (восточной) меридиональной городской дороги в направлении ТНХК.

Основные проектируемые дублеры широтного направления представлены улицами Больничной, Балтийской и их продолжениями в восточном направлении. Они явятся главными дублерами Иркутского тракта.

Система основных магистральных улиц и дорог дополнена магистралями районного значения и дорогами промышленных и коммунально-складских зон.

Кроме транспортно-пешеходной набережной, проектируемой вдоль р. Томь, проектом предусматривается сооружение прогулочных набережных по берегам р. Ушайки, проектирование и строительство которых должно быть увязано с реконструкцией объектов исторического наследия города.

При осуществлении нового строительства и реконструкции улиц и дорог в профилях улиц должны быть предусмотрены велосипедные дорожки, особенно, на городских набережных и менее загруженных транспортом улицах, с тем чтобы организовать единую общегородскую сеть прогулочных велосипедных направлений.

В пределах исторического центра проектируются пешеходные зоны и направления, свободные от движения транспорта.

Реализация вышеизложенных принципов, а также сохранение достаточно густой сети магистральных улиц и дорог общегородского и районного значения обеспечит ее надлежащую пропускную способность и снизит дальность пешеходных подходов к линиям городского пассажирского транспорта, что отвечает специфическим климатическим условиям. Плотность сети составит 2,7 км/кв. км (табл. 10). При этом может быть обеспечена требуемая пропускная способность магистралей (табл. 11) без дорогостоящего сооружения в массовом количестве транспортных узлов в разных уровнях (строительство одного узла равноценно сооружению 10 км обычных магистралей). Тем более, что город в целом имеет сравнительно компактную планировочную структуру, предопределяющую относительно невысокие затраты времени на передвижения.

Тем не менее, это не исключает необходимость оснащения магистральной сети рядом дорожных искусственных сооружений - мостов, путепроводов и транспортных развязок. Город в значительной степени отстает в развитии крупных дорожных сооружений. Достаточно напомнить, что до сих пор построен только один путепровод через железную дорогу по Иркутскому тракту на фоне многочисленных охраняемых и неохраняемых переездов, препятствующих нормальному движению транспорта. Намечается, как минимум, заменить все охраняемые переезды путепроводами и построить ряд транспортных узлов в разных уровнях не только на периферийной кольцевой автодороге, но и внутри города на пересечениях ул. Пушкина с Комсомольским пр., ул. Транспортной и на пересечении ул. Елизаровых с ул. Балтийской. Резервируется возможность строительства центрального моста через р. Томь в створе Дербышевского пер. и ул. Дальне-Ключевской.

В целом предлагаемая проектом структура магистральных улиц и дорог, оснащенная необходимым и достаточным количеством искусственных сооружений, способна обеспечить надежность транспортных связей как внутригородского характера, так и с прилегающими территориями Томского субрегиона.

Таблица 10

Плотность проектируемой магистральной улично-дорожной сети

Категория улиц и дорог

Протяженность, км

Плотность, км/кв. км*

Магистральные улицы:

- общегородского значения

- районного значения



218,4

133.9



1,4

0,9

Магистральные дороги:

- непрерывного движения

- коммунально-складских районов



26,9

19,1



0,2

0,1

Главная улица

7,9

0,1

Набережная

7,1

0,1

Итого

413,3

2,7

*-территория, обслуживаемая транспортом, 155 кв. км

Таблица 11

Проверка пропускной способности наиболее напряженных участков проектируемой магистральной улично-дорожной сети

пп.

Наименование участков

Прогнозируемая интенсивность

движения, пр. ед.

Пропускная

способность участка, пр. ед.

Коэфф.

использ.

пропускн.

способн.

1

2

3

4

5

1

Существующий путепровод в створе Иркутского тракта

2700

3000

0,90

2

Ул. Пушкина между Комсомольским пр. и ул. Транспортной

1900

1800

1,05

3

Ул. Дальне-Ключевская между пр. Ленина и ул. Подгорной

2000

2000

1,00

4

Пр. Ленина между ул. 1905 года и пл. Ленина

1550

1400

1,10*

5

Проектируемая набережная между р. Ушайкой и Кузнечным пер.

1600

1800

0,89

6

Ул. Красноармейская между ул. Кирова и ул. Нахимова

1550

1400

1,10*

7

Ул. Нахимова между ул. Вершинина и ул. Красноармейской

1600

1400

1,14*

*- Имеются резервы пропускной способности на параллельных улицах

Магистральная улично-дорожная сеть и транспортные искусственные сооружения показаны на чертежах «Развитие транспортного обслуживания», масштаб 1:25000 и «Этапы развития магистральной уличной сети, искусственных сооружений и автомобильных дорог», масштаб 1:50000.

По данной теме в составе ГИС Генерального плана г. Томска созданы отдельные картографические слои и к каждому слою составлены семантические базы данных, содержащие краткое описание объектов: